Так что же это - аудит бизнес-процесса?
В первую очереди аудит БП это сбор информации. Ее нужно как можно больше, разной и достоверной.
На этом этапе собирается и анализируется информация из различных источников: документов регламентирующих бизнес-процесс, статистической информации характеризующей показатели процесса, интервьюирование сотрудников, в том числе поставщиков и потребителей процесса.
Нужно разобрать весь процесс на составляющие, понять как он выполняется в целом и какие участки дают сбой, понимают ли сотрудники задействованные в процессе что и как они должны делать и собственно какая основная задача у их процесса, как обстоят дела с управленческой отчетностью и какие показатели оцениваются, как собираются данные, есть ли методы воздействия у потребителей результатов процесса на владельца процесса и наоборот.
Во-вторых никакая информация, особенно в большом объеме не будет полезной если ее не структурировать и не интерпретировать в понятные всем участникам проекта аудита терминах, не показать статистику в доступном для мгновенного восприятия человеком виде.
Основная задача описать процесс как есть, проверить все его варианты прохождения, найти нестыковки в получаемых и передаваемых результатах процесса, проблемы во взаимоотношениях (кто кому и что должен предоставлять), определить отклонения в документации или программных интерфейсах, которые влияют на скорость процесса и вызывают вышеперечисленные проблемы.
Для этого действующая модель процесса изложенная в виде документа направляется всем заинтересованным лицам и непосредственным участникам аудита для получения от них обратной связи и вынесения окончательного вердикта в виде заполненного чек-листа. Заполнив чек-лист участники аудита согласуют то, что верно,отвергнут то что не верно, и дадут свои дополнения, после чего будет проведена проверка описания, внесены изменения в документацию и документ вновь будет разослан участникам команды. Этот процесс обязательно должен быть регламентирован (сроки выполнения, способы коммуникаций, вид возвращаемой информации) и доведен до сведения участников в официальном виде.
И наконец в третьих мы сможем создать результат аудита в виде плана оптимизации процесса, в котором изложены, с разбивкой на участки процесса, все пути изменения схемы процесса, действия в части работы с персоналом, включая новые нормативные акты и регламенты, оптимизации программного обеспечения, решение вопросов финансирования.
Главное в качественном процессном подходе - постоянный контроль над ситуацией и мгновенный аудит в случае необходимости внести корректировки в процесс.