Затронем давно не освещаемую тему реинжиниринга бизнес-процессов в нашем мире "моды и трендов", но ставшую сферой интересов автора еще в далеком 1998 году, когда он писал свою первую курсовую работу, и интернет был также малооподкован по теме оптимизации процессов как и сам автор. Да что там лукавить, как и научное сообщество учившее автора в те времена. Тема рассматривается не просто потому, что автор ностальгирует по прошлому с его низкой конкуренцией, стабильно галлоппирующей инфляцией и низкими ценами на недвижимость, еду, одежду и быт. Причина в ином, в том, что рынок в очередной раз ищет пути для решения накопившихся проблем в экономике и обществе, как на уровне частного бизнеса, так и на уровне государств и мировых институтов.
Сам по себе термин реинжиниринга появился значительно позднее чем понятие процессного управления и был лишь новомодной и не слишком раскрученной "фишкой", также как и системы менеджмента качества, CRM и прочие термины.
BPR был всего лишь одним из подходов к устройству систем управления различными деловыми и иного рода процессами в организациях, котораы, как и героиня старого советского фильма говорил "Резать немедленно". Он предалагал простую концепцию проектирования процесса с приставкой "Ре" сделать основой любой организации. В 90х все менялось, но менялось не так быстро и мало кто был готов радикально менять свою деятельность, тем более на постоянно-периодической основе.
Но с течением времени, отдельные аспекты реинжиниринга и процессного управления попали в поле зрение "систематизаторов" и были включены в отдельные стандарті типа ИСО 9001 и стали внедряться повсеместно в крупном бизнесе.
На протяжении последних 10 лет (с момента начала кризиса 2008 года) мі наблюдаем тенденцию на ускорение процессов бизнеса обусловленных рядом причин не связанных с самим бизнесом, а вызванных глобализацией рынков, увеличением конкуренции, тотальной автоматизацией ведущих компаний, легким доступом людей к интернет и рынку вещей и услуг, и рядом других причин социально-экономического характера. И это уже не давно не тенденция а реальность новой жизни.
Как тут не вспомнить бизнесу об инструментах и подходах способных повышать эффективность процессов и труда в организации и по возможности на постоянной основе.
Реинжиниринг, как и методика vменеджмента непрерывных качественных улучшений (CQI), две стороны одной медали за первенство Вашего бизнеса. Они предоставляют методики и принципы по созданию системы управления построенной на процессном подходе с набором систематического обощения информации о бизнес-процессах, анализа, создания новых схем выполенния функций и операций, систем взаимодействия, коммуникаций и обязательно новых показателей результативности измененных процессов, нежных для следующего этапа улучшений.
В отличии от CQI реинжиниринг предлагает радикально пересматривать процессы и не заниматься минорными улучшениями в большинстве случаев. Теоретически такой подход можжно использовать в повседневной работе организации постоянно, не смотря на возможные проесты и недоумение читателей. Автор считает возможным реализовать такую схему работы при которой перестроение рабочего процесса будет занимать незначительное время и при этом не снижать эффективность работы бизнеса в целом. Все зависит от стеени готовности бизнеса к таким методам работы, и безусловно от степени автоматизации, так как подготовка персонала к работе по новой схеме ялвяется наиболее проблемной частью проектов изменений.