Бизнес консалтинг в бизнесе, особенно в малом, может показаться нонсенсом как для самого потенциального потребителя услуги - стартапера, предпринимателя, владельца бизнеса или его директора. Еще большим нонсенсом это покажется по причине того, что большие консалтинговые компании не предоставляют такие услуги малому бизнесу, но если и делают обратное, то только по цене выше обычной. Не будем разбираться в стереотипном мышлении, а просто рассмотрим почему бизнес-консультант в малом бизнесе является такой же необходимостью как и бизнес-партнер, наставник (ментор), рассмотрим задачи которые выполняет специалист, требования к знаниям и опыту, и безусловно сами потребности бизнеса обуславливающие принятие решения о необходимости консалтинга.
Бизнес-консультант – это арбитр которого привлекают извне. Как правило, это делают владельцы бизнеса, и реже руководители компаний, с целью поиска оптимального решения различных организационных, экономических, технологических и иных вопросов, зачастую оформляемых в виде проектов. Стартапы формируют команду в которую входят узкие специалисты, а малый бизнес в принципе может создаваться одним человеком имеющим определенный набор навыков и опыта. Приход в бизнес, зачастую, является спонтанным для начинающих бизнесменов. По этой причине рассчитывать на оптимальность работы бизнеса и 100% успех в развитии, в 99% случаев, не приходится.
Взгляд «со стороны» позволяет рассмотреть под микроскопом качественно работающие процесс и обнаружить то, что не видят сотрудники компании и владельцы занятые рутиной. Также он позволяет с первого взгляда увидеть абсолютно не правильные вещи, тщательно взвесить их влияние на результаты работы бизнеса и дать альтернативные варианты организации оптимальной работы. Малый бизнес как правило прост. Нет лишних рабочих процессов. Количество людей незначительно. Управление достаточно просто и прозрачно, но требует постоянного контроля за мелочами на каждом участке работы. Отсутствие больших оборотов и простая маркетинговая ценовая политика позволяет четко отслеживать себестоимость бизнеса. Но все эти преимущества, являются и недостатками. Так как любые отклонения в контроле за процессом со стороны руководителя могут привести к несвоевременной отгрузке или возникновению дебиторской задолженности, что может попросту убить бизнес. Здесь существенное влияние оказывает численность задействованных в работе людей и их способность работать за троих, т.е быть универсалами. Также важно внимание и правильность организации работы таким образом чтобы сразу видеть возникновение любых критических ситуаций, еще до их появления.
Отсутствие в бизнесе людей имеющих опыт организации и развития бизнеса, снижает затраты, но увеличивает риски ведения бизнеса. Именно этот набор "преимуществ" малого бизнеса определяет необходимость сотрудничества бизнеса с консультантом универсалом. Компании-монополисты рынка консалтинговых услуг просто не будут заниматься такими вопросами, а у бизнеса нет средств на оплату услуг целой группы узкоспециализированных консульатнтов по финансам, праву, маркетингу, информационным технологиям и т.д. Здесь нужен специалист-терапевт с первого слова и первого взгляда ставящий диагноз и назначающий прием у специалистов узкого профиля, обеспечивающий постановку задачи и контроль за достижением нужного результата. Он должен иметь опыт в комплексной оценке всего бизнеса, определении узких мест в глобальных и локальных процесса работы, увидеть преимущества компании и перспективы ее развития, и конечно же дать рекомендации, что нужно поменять в работе. Так как процессы завязаны на малое число сотрудников, которые делают работу за пятерых, такие рекомендации носят глобальный характер и радикально меняют работу на всех участках и направлениях.
Резюмируем вышесказанное: - малый бизнес в силу своего размера ограничен в ресурсах, все работают над рутинными задачами и любой простой "на подумать" может привести к проблемам и потере денег - в малом бизнесе нет ресурсов для привлечения специалистов из топ-5 компаний-консультантов, а для роста бизнеса подходы в работе должны постоянно совершенствоваться - информацию о инструментах оптимизации бизнеса можно получить бесплатно, но вот реализовать многое, даже купив вроде бы нужное ПО, просто не под силу малому бизнесу. Более того применение мощных инструментов без оглядки на свои возможности, может привести к финансовой или управленческой катастрофе. - решение вопросов самостоятельно, с выделением нужных ресурсов, в результате приводит к перерасходу этих самых ресурсов, в первую очередь времени и денег, чем охотно воспользуются продавцы чего нибудь "нужного". Правильный выбор сделать крайне сложно, а владельцы как правило не видят всю картину в целом и тем более с учетом перспективы роста компании. - чаще всего в малом бизнесе есть целый букет накопившихся проблем, которые и менеджеры и собственники просто бояться решать, опасаясь ухудшить стабильность работы, потерять обороты и прибыль. Продолжать можно еще и еще, главное понять одно - кризис может придти внезапно и тогда никаких денег не хватит чтобы удержать бизнес на плаву. И пригласив бизнес-консультанта, скрепя сердце отдав разумные деньги за его работу, первое что Вы услышите - изменения в работе компании это такой же постоянный и важный процесс для бизнеса как и продажи, или производство. Не стоит бояться консультантов, но нужно внимательно подходить к выбору кандидатур для общения. Конфиденциальность важна как никогда. Опыт работы и подходы специалиста по бизнес-консалтингу Вы просто почувствует в процессе разговора и переговоров. Хороший консультант обязательно поставит условия, которые будут казаться не совсем корректными владельцам бизнеса и менеджменту компании, но без Вашего согласия на них, консультант просто разведет руками и не возьмет работу под ключ. Что это за условия, и почему именно они так критичны консультанту, а на самом деле они критичны для Вашего бизнеса и проекта оптимизации, Вы сможете узнать в первом же разговоре с нашими специалистами связавшись по телефону или электронной почте.